Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

За курником на машине времени

[13.10.2018 / 11:00]

Курник – удивительное блюдо, средневековый кулинарный реликт, дошедший до нас. Он ничем не хуже отражает эпоху, чем древняя кольчуга или прялка. Поскольку доносит до нас вкусы и представления о застольной красоте наших далеких предков.

Ассоциация кулинаров рязанского края совместно с «Рязанскими ведомостями» продолжает проект «Культура вкуса». На страницах газеты мы вместе с рестораторами и экспертами в области ресторанного и туристического бизнеса говорим о развитии в стране и нашем городе гастрономического туризма – направления для России нового и еще только начинающего оформляться. Направления, которое в основе своей должно полагаться на историю и традиции, на основы национальной кухни, трансформированной под современные реалии времени.

Сегодня на страницах «РВ» мы продолжаем начатый ранее разговор с историком и кулинаром Павлом Сюткиным, который рассказывает нам о рязанских кулинарных традициях.

 

Р.В. – Интересно, раз уж курник в Рязани такой древний, должна же быть, наверное, и своя историческая порода кур?

– За все курники оптом сказать сложно. Но в Ильинке и в Казинке в курники идут только свои, домашние, куры. Для них это не пустой звук. Многие в этих двух селах сохраняют печи только по одной причине: изготовление курника. Курник из газовой духовки не тот, не настоящий. Вообще, удивительно, с какой тщательностью эта традиция сохраняется. Хлеб, кстати, делается на местной собственной закваске, к которой тоже относятся как к чему-то сакральному.

Р.В.– Это блюдо исключительно праздничное (свадебное, скажем) или повседневно его тоже готовят? Все-таки сегодня курица явно более доступна, чем сто лет назад.

– Что касается Скопинского района, все–таки, в основном, это блюдо праздничное, но делается и по разным более мелким семейным поводам или к приезду гостей. Самый «главный» в году курник у них – к Казанской (4 ноября). Лучшее время для приезда в гости. Традиция эта здесь давняя, пережившая и советскую власть. Читаем, например, как «в Скопинском уезде в 1929 г. гостей угощали окрошкой со студнем, жирными мясными щами, молочной лапшой, пшенником, каравайцами. После обеда отдыхали, а потом снова посылали «позыватого» за гостями или сами отправлялись в гости. Основным угощением был курник – курица, запеченная в тесте. Верхнюю корку разламывали руками, доставали курицу, разламывали ее и раскладывали на хлебе («ломали курник»). Стол вновь заставляли мясом, ветчиной, курятиной, студнем, каравайцами, пшеничным хлебом. Почетным гостям подавали по паре испеченных яиц. В будни крестьяне очень экономили продукты, чтобы на праздничном столе было изобилие. Многие пожилые женщины вспоминают, с каким нетерпением раньше ждали праздника именно из–за застолья» (Русские рязанского края. Москва, 2009. Т.1).

Вот так кулинарное прошлое, казалось бы, уже безвозвратно покинувшее нас, вторгается в день сегодняшний. А всего–то надо проехать от Москвы чуть больше 200 километров. Вот только современный автомобиль вдруг оказывается настоящей машиной времени.

 

Беседовала Екатерина Детушева

Рязанские ведомости

Категории:  Восточный базар
 
вверх