Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Плотная среда

[10.10.2018 / 15:10]

Водитель маршрутки вывесил в салоне анекдот. Стоят священник и водитель маршрутного такси перед вратами рая. К ним выходит святой Петр: «Ты, батюшка, обожди пока, а водитель пусть идет за мной». Священник давай возмущаться: «Я же всю жизнь служил в Божьем храме!» – «Ну и что! – отвечает ему святой Петр. – У тебя на службах все спали, а у него в маршрутке все молились».

Все-таки нужно признать, что поводов для веселья в маршрутках немного. Больше мучений. Сколько уж раз об этом писано-переписано. И езда нервная, нацеленная на максимальное извлечение прибыли, и в салонах тесно, душно… Рассчитаны они на пассажиров с мелкой поклажей, а если размеры багажа покрупнее, то чувствуешь себя неловко. Часто микроавтобусы проносятся мимо остановок, хотя едут полупустыми: водителям не хочется совершать перестроения в плотном потоке ради одного – двух пассажиров. Выгоднее собирать их гроздьями.

Быстрые частники оказываются очень медлительными, когда разговор заходит о повышении уровня комфорта перевозок. Черепашьими темпами шло оборудование маршруток системой «Глонасс», такая же история развернулась с внедрением автоматизированной системы оплаты проезда, а замена подвижного состава автобусами повышенной вместимости продвигается вообще с трудом. Меня не покидает мечта, что со временем микротранспорт займет свою скромную нишу на пригородных или удаленных маршрутах, а в городе по выделенным полосам будут ездить муниципальные автобусы и троллейбусы. Но и переходный период, каким бы длительным он ни был, можно сделать менее болезненным, внедрив опыт других городов.

Я уже рассказывал, что в столице Калмыкии, Элисте, в каждой маршрутке работает кондуктор. Он не только собирает плату за проезд, но и объявляет остановки. А в столице Бурятии, Улан-Удэ, название остановки звучит из динамика, когда автобус подъезжает к пункту высадки пассажиров. Кондукторов в маршрутках нет, но пассажир рассчитывается с водителем не при входе в салон, а при выходе из него. Здесь сразу несколько удобств: не надо передавать деньги и самому быть «передатчиком». Водитель не отвлекается на расчеты во время движения. Не создается пробок в салоне при посадке. Вся разница в том, что в Бурятии водители доверяют пассажирам, а в Рязани нет. Боятся, что те улизнут и не заплатят?

А может, верх берет обычная алчность – до пассажиров, их комфорта, никакого дела нет, интерес представляет только прибыль.

А теперь хочется посмотреть на проблему маршруток более отстраненно. Не связано ли их повсеместное распространение с одним общим законом современности? И этот закон можно описать как уплотнение, сжатие пространства, концентрация. Всерьез обсуждаются пространственные стратегии, ведущие к росту агломераций и скоплению населения в крупных городах. На низшем уровне те же явления выражаются в объединении учреждений, увеличении количества классов в школах, строительстве капсульных отелей, во внедрении транспорта с малыми габаритами салонов, будь то двухэтажные поезда или маршрутные такси. Скученность, уплотнение – это и определенный намек на социальный статус, и обозначение твоей роли в жизни общества, и оптимизация расходов на эксплуатацию систем, и возможность с меньшими затратами контролировать социальную среду. Так что это уже не просто экономика, а целая философия развития будущего, пространственные модели, в которые наши инициативы и новшества могут укладываться, а могут и нет. Кто эти модели создает, с какой целью? Вот где Клондайк исследований для социологов и психологов. Теорию заговора масонов хочется отмести сразу.

По соседству со всеобщим уплотнением стоит другой закон наших дней – уменьшение жизненного цикла. Сейчас время коротких денег, быстрых проектов, сокращения привлекательного возраста для устройства на работу. Физическая выносливость начинает цениться больше опыта, что вообще-то характерно для деградирующих обществ. Активный жизненный цикл уменьшается еще и потому, что идет работа на износ и эмоциональное выгорание. У тех же водителей маршруток, например.
Утешаться и вдохновляться в этом мире можно разными вещами. Анекдотами, например. Или поэзией Кушнера: «Времена не выбирают»…

Жизнь тем и прекрасна, что она сделает все по-своему, как ей удобнее и лучше для нас.

 

Дмитрий Соколов

Рязанские ведомости

Категории:  Линия отрыва
 
вверх